Канон Западного Восхождения

Канон Западного Восхождения

-

Уважаемые дамы и господа.

 

Мы начинаем публикацию даосского трактата эпохи Тан «Канон Западного Восхождения».

 

Глава первая. Западное возвышение.

Мудрый учитель прокладывал себе путь на запад, в Индию день за днем. Никто не мог назвать времени, когда он родился, ибо было это давно, потому называли его часто перворожденным. В чем состояло его искусство? Он был посвящен в тайны недеяния, которое не знает, что есть конец и что есть начало. Что не заканчивалось и не начиналось, то называется извечным. Путь восхождения к высотам духа вышит шелковой нитью Дао. Тот, кто понимает истину, излагает ее на письме, зачастую это куда более убористо, чем на словах, потому, чтобы записать свод истин Дао с помощью иероглифов, достаточно и пары бамбуковых дощечек. ( подчеркивается тот факт, что слова обрисовывают форму понятия звуками, в то время как иероглифы призваны отобразить суть понятия) Говоря о Дао, мы тем самым излагаем суть Естества. Кто следует его заветам – может достичь его, кто слышал о нем, может рассказать об этом остальным. Но помни, что кто знает и имеет понимание, тот хранит молчание, незнающий же не умолкает. Говорящий с помощью звука собственного голоса, пытается подражать услышанному, это в его природе, путь речи – его путь. Не умудренный в Дао часто с помощью слов доставляет хлопоты, ведь он исходит из того, о чем не слышал, не говорил, чего не знает. Взять например знатока музыки. Такой человек понимает, как следует обращаться со струной, что извлекает звуки, но понимание это живет не только в его руках, но и в его сердце, оно сродни чувству, и язык не в состоянии описать его. Истина Дао ясна не каждому, суть ее слишком тонка, чтобы выразить ее на словах, потому постигший ее безмолвен. Кто знаком лишь с языком звука – скорбеть должен, он полагается на смысл прозвучавшего, а идущее от сердца через рот искажается, незнающий не умолкает.