Размышления о Пути Чая

Размышления о Пути Чая

_

В древней китайской литературе не встречается ни одного упоминания об искусстве чая Ча И. Вместо этого, в источниках, сохранившихся со времён эпохи Тан, можно встретить термин Ча Дао, то есть «путь чая». Тем не менее, в эпоху Пяти династий и в ранний период правления династии Сун были опубликованы «Записки Чуань Мин» чайного мастера по имени Тао Гу, который пишет:

 

Напиток-чародей

Монах У писал о том, как правильно заваривать чай. Во время путешествия в Цзяннань Гао Бао Мянь разговорился с Цзи Сином о чае. Они присели отдохнуть в хижине Пурпурных облаков, где провели целый день, наслаждаясь чайным искусством. Отец и сын Бао Мянь (иначе, Гао Бао Мянь и Цзи Син) почитаются теперь как Боги Чая.

Творения чайной пиалы

Во время приготовления чая на его поверхности бесконечно появляются и тают прекрасные узоры. Великий Чайный Мастер владеет искусством их сотворения, этим искусством богов. Награждён он был под Песочными вратами в Золотой деревне у Чайного океана. Когда Мастер заваривал чай, он мог по собственной воле управлять волшебными рисунками, придавая им форму строки из поэмы. Собрав четыре пиалы вместе, он мог создать целую строфу, покачивающуюся на чайной пене.

По этим записям ясно, что под искусством здесь понимается именно искусство чая, в том виде, в котором мы знаем его сейчас. Тао Гу в форме легенды рассказывает о том, как мастер и его ученик превращали процесс заваривания чая в настоящее представление, доказывая свою принадлежность к чайным богам.

Эти отрывки как нельзя лучше иллюстрируют отношение к чаю в тот период. Способность управлять узорами на поверхности чая при его приготовлении расценивается не только как уникальное умение, но и как особенная форма творчества. Кроме того, мастера занимались не только непосредственной заваркой чая, но и сочинением собственных поэм, призванных увековечить такие события.

 

Очевидно, что чаепитие в древности было в огромной степени культурным мероприятием. Появившееся позднее Ча И является логичным продолжением эмоционального, чувственного восприятия чайной эстетики.